Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://dspace.ncfu.ru/handle/20.500.12258/10066
Название: Лексема гений в словарях русского языка, художественных и публицистических текстах: первые фиксации и словоупотребления
Авторы: Бесолова, Ф. К.
Ключевые слова: Лексема;Лексическая форма;Словарь;Гений;Толкование;Семантическое поле;Культурное сознание
Дата публикации: 2018
Библиографическое описание: Бесолова Ф.К. Лексема гений в словарях русского языка, художественных и публицистических текстах: первые фиксации и словоупотребления / Ф.К. Бесолова // Гуманитарные и юридические исследования.- 2018.- № 4.- С. 207-214
Источник: Гуманитарные и юридические исследования 2018. № 4;
Краткий осмотр (реферат): В статье рассматриваются истоки интерпретаций концепта 'гений' русским культурным сознанием. На обширном материале словарей русского языка XVIII-XX вв. анализируются первые фиксации лексемы гений, систематизируются ее толкования. Высказывается наблюдение о том, что древнегреческие 'демон'/'бафап/' и 'дьявол'/'бюроЛод', принятые русским православием в значении 'нечистый дух', 'падший ангел', 'нечистая сила', 'злой дух', получили древнерусские и старославянские аналоги и воспринимались исключительно через призму новозаветной борьбы и победы Иисуса Христа, а затем и христиан над дьяволом, в то время как в римском языческом аналоге - гении - не было острой необходимости. Указывается, что на рубеже XIX-XX вв. в русской языковой картине мира эти понятия воспринимались как синонимичные, появившийся же в русском языке в XVIII в. (причем, не непосредственно через латынь) концепт гений имел уже значение имманентного свойства человеческой природы и начал свое отдельное существование, зачастую принимая функцию слова-номинанта и обрастая собственными словами-вербализаторами, ассоциативно-семантическими полями. На примерах художественных текстов XIX в. рассматриваются варианты словоупотребления данной лексемы, доказывается образование концепта 'гений', появление новых семантических полей последнего как свидетельство принятия его российским культурным сознанием. Делается вывод о том, что мифологема 'гений' была принята российским культурным сознанием опосредованно - через античность - и потому в исконном смысле существовала в переводных латинских текстах, в заимствованных мифологических образах и персонажах или использовалась в качестве метафоры; актуально же в русскую языковую картину мира вошло толкование гения как самобытного творческого дара в человеке, воплощения высших творческих способностей, вершины человеческого развития, т.е. на стадии идеологизации и ценностной нагруженности понятия. Путем анализа словоупотреблений 'гений' и 'дух' в XVIII-XIX вв. доказывается, что значения 'творческий дар в человеке' и 'человек, обладающий творческим даром', вытеснили изначальную внутреннюю семантику лексемы гений. Отмечается, что появление новых семантических полей данного концепта - свидетельство значительных трансформаций национальной, научной и художественной картины мира в отечественном культурном пространстве.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): http://hdl.handle.net/20.500.12258/10066
Располагается в коллекциях:Гуманитарные и юридические исследования

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
207-214.pdf196.64 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.