Please use this identifier to cite or link to this item:
https://dspace.ncfu.ru/handle/20.500.12258/9502
Title: | "Дело Абрамова" в Кавказской духовной семинарии (на материале архивных разысканий) |
Authors: | Головко, В. М. |
Keywords: | Я. В. Абрамов;Реформаторское народничество;Становление идеолога;Просветительская интенция;Духовная семинария XIX века;Образование |
Issue Date: | 2019 |
Citation: | Головко В.М. "Дело Абрамова" в Кавказской духовной семинарии (на материале архивных разысканий) / В.М. Головко // Гуманитарные и юридические исследования.- 2019.- № 3.- С. 34-42 |
Series/Report no.: | Гуманитарные и юридические исследования 2019. № 3; |
Abstract: | В статье автор вводит в научный оборот уникальный архивный источник, ранее историками не используемый. Рассматривается «Дело Абрамова» 1877 года, связанное со служебным расследованием в Кавказской духовной семинарии беспрецедентной инициативы ученика IV класса Якова Васильевича Абрамова по критическому анализу системы образования в учебных заведениях такого типа и дополнению традиционных дисциплин семинарского курса самостоятельным изучением естественно-научной и социально-политической литературы. Данный факт гражданской биографии семинариста Я.Абрамова даёт представление о формировании мировоззрения и идейном становлении будущего российского просветителя, теоретика и практика культурнического течения в реформаторском народничестве 1880-х - 1890-х годов. Анализ документов по «делу Абрамова» существенно обогащает знание о формировании мировоззрения выдающегося просветителя, даёт представление о генезисе его просветительских интенций, показывает, что устремлённость к знанию и вера в силу знания укрепляли его в понимании роли образования, культуры, просвещения в обеспечении социокультурного прогресса страны и развитии чувства личности. Придавая особое значение естественным и социальным наукам уже в свои ученические годы, Абрамов создавал основу для определения стратегии, форм и средств просветительской работы через систему изданий научно-популярных работ для народа, для выработки им в будущем концепции «малых и великих дел», программы «великой культурной работы» в народе. В ходе расследования просветительских и реформаторских инициатив в общеобразовательной сфере и в системе семинарского духовного образования выявились незаурядные лидерские качества Абрамова, его глубокая личная заинтересованность в совершенствовании человека и общества в целом, его чувство своей гражданской ответственности за обеспечение «движение. народа вперёд», за «служение народным интересам» (статья «Малые и великие дела» (1896). |
URI: | http://hdl.handle.net/20.500.12258/9502 |
Appears in Collections: | Гуманитарные и юридические исследования |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.